По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Автоматизация в ритейле: как выжить в кризис? 30 ноября 2015 года

В условиях экономического кризиса, начавшегося в 2014 году, компании всех сегментов рынка сокращают бюджеты и стараются максимально оптимизировать затраты. Падение оборота российских розничных предприятий неизбежно привело к сокращению бюджетов на ИТ. Меньше всех пострадал продуктовый ритейл, где сокращение составило 5-10%, больше всех – сегменты, ориентированные на продажу импортных товаров – здесь этот показатель достигает 50-60%.

Однако если раньше розничные сети выделяли деньги на ИТ чуть ли не в последнюю очередь, то сейчас появилось четкое понимание, что такие вложения – это инвестиции в дальнейший рост бизнеса. А основная задача ИТ в сложившихся условиях заключается в том, чтобы обеспечить поддержку основных бизнес-процессов с минимальными затратами и усиление клиентоориентированности торговой сети.

В 2015 в приоритете для ритейла решения, которые помогают сократить расходы или "высвободить" деньги из неэффективных бизнес-процессов: системы автоматизации цепочек поставок, аутсорсинг бизнес-процессов, основанных на ИТ, бизнес-аналитика (BI), аутсорсинг ЦОД и облачные услуги. В том числе востребованы решения, которые направлены на повышение доходности каналов взаимодействия с клиентами - мобильные приложения, аудио-визуальные комплексы, информирующие о товаре, формирующие интерес и побуждающие к покупке. И, конечно, группа решений, снижающих риски потери дохода. В Интернет-торговле это, в первую очередь, защита от DDoS-атак. В оффлайн ритейле – противодействие внутреннему и внешнему мошенничеству.

Тенденции

Сейчас компании всех сегментов рынка сокращают издержки, и ритейл не исключение. А так как для торговых предприятий одной из существенных статей затрат является логистика, то именно ее и оптимизируют в первую очередь. Например, мы реализовали проект по оптимизации логистики одного крупного ритейлера, в торговую сеть которого входит 115 гипермаркетов и 26 супермаркетов в 62 городах России. Система сокращает расходы на доставку и повышает качество перевозок в компании за счет ускорения процессов заказа транспорта, автоматизации планирования, взаиморасчетов, приема и отгрузки товара. Еще один проект был по  модернизирнизации системы управления цепочкой поставок для дистрибьютора фармацевтических препаратов "Протек", который работает с  20 000 клиентами и  осуществляет  поставки товара 50 000 грузополучателям по всей территории России.

Популярностью пользуются различные облачные услуги, которые позволяют достичь более высокого уровня защиты данных и информации. Например, компания "М.Видео" разместила бухгалтерский архив первичной документации в виртуальном дата-центре. По результатам проекта заказчик при отсутствии капитальных затрат на аппаратное, программное обеспечение и инфраструктуру, обеспечил сохранность, конфиденциальность своей документации и обеспечил защищенный доступ к ней.

Интернет-торговля стабильно набирает обороты, торговые сети делают ставку и на дальнейший рост онлайн-продаж, особенно в сегменте бытовой техники и электроники. Поэтому заказчики уделяют повышенное внимание информационной безопасности. Например, для интернет-магазина "Эльдорадо" мы реализовали проект по круглосуточной защите от хакерских и DDoS-атак, которая действует в автоматическом режиме. Решение позволило найти критические уязвимости в ПО интернет-магазина и нейтрализовать несколько крупных DDoS-атак, а также блокировать свыше 320 тысяч хакерских активностей.

Внедрение видеоаналитики способствует усилению безопасности для компаний розничной торговли. С помощью него можно провести фиксацию события и отреагировать на него. В системе можно настроить автоматическое оповещение ответственным сотрудникам или руководству о случаях, требующих их внимания, например, случаев нетипичного поведения покупателя. Система накапливает статистику и способна давать конкретную оценку произошедшим событиям, что в том числе повышает качество обслуживания. Он же предусматривает отправку региональному менеджеру оповещений о случаях вызова полиции, чтобы исключить факты утаивания тех или иных прецедентов персоналом.

Несмотря на все необходимые решения и реализованные проекты, самым востребованным для ритейла всегда являлось кассовое и инженерное оборудование – это специфика данной отрасли. Торговые сети расширяются, открываются новые точки или же происходит модернизация устаревшего оборудования. Например, недавно HOFF открыл свой новый гипермаркет в ТРК "Авиапарк" в Москве. В рамках проекта была выполнена поставка и наладка инженерного оборудования и установка структурированной кабельной системы, охранно-тревожная сигнализация, система контроля и управления доступом.

Законодательные ограничения

Значительные корректировки в деятельность компаний вносит вступление в силу 152-ФЗ о хранении данных российских граждан на территории России. Предприятия, имеющие базы розничных клиентов, вынуждены отказываться от размещения своих ИТ-систем за рубежом, а так как с 1 сентября 2015 года закон уже вступил в силу и начались проверки Роскомнадзора, количество проектов по переносу данных в российские ЦОДы и облака заметно увеличилось. 

В условиях санкций против закупки сырья в определенных странах, многим компаниям из отрасли ритейла пришлось значительно изменить свой ассортимент. Считаю, что определенные законодательные инициативы, наказывающие за торговлю санкционными товарами, а также необходимость более эффективно управлять изменившимся ассортиментом, может подтолкнуть компании все-таки внедрить единые справочники (так называемые MDM-хранилища) и автоматизировать управление ассортиментом.

Курс на аутсорсинг

Сейчас ритейлеры стремятся снижать капитальные затраты и минимизировать риски. Одним из способов добиться этого является передача на аутсорсинг уже имеющейся ИКТ-инфраструктуры или приобретение ее по сервисной модели. Падение рынка заставляет розницу укреплять свои позиции и повышать собственную эффективность, что уже невозможно без привлечения системных интеграторов, обладающих высокой экспертизой в этой области. Кроме того, подобный сервис позволяет уменьшить издержки, повысить производительность и надежность систем.

Например, в 2014 году на аутсорсинговую модель управления транспортной логистикой (TMS) из облака перешли несколько заказчиков. В их числе была компания "Мон’дэлис Русь", которая развернула в публичном облаке быстродействующую систему мониторинга и сервисной поддержки и благодаря этому на 60% снизила свои затраты на управление сетевой инфраструктурой.

Отмечу, что комплексную техническую поддержку пользователей, включая рабочие места, оргтехнику и администрирование учетных записей ритейлеры также предпочитают отдавать на аутсорсинг. Предприятиям не выгодно держать большой штат ИТ-специалистов, а ИТ-обслуживание удобнее отдавать во внешнюю компанию, которая гарантирует качество выполнения ИТ-услуг и уровень специалистов. Традиционно, проекты, связанные с технической поддержкой и сервисом, занимают значительную долю в структуре компании.

Перспективные технологии для ритейла

По мере усиления рыночной конкуренции растет спрос на решения, которые делают компании более конкурентоспособными и клиентоориентированными. В их числе системы бизнес-аналитики и Big Data, а также системы Digital signage.

Инструменты бизнес-аналитики (BI) могут оказаться более чем эффективными для розничных сетей. Они могут использоваться в целях планирования запасов, анализа продаж, сегментации прибыльных клиентов и поддержки директивного маркетинга. Крупнейшие представители ритейла один за другим внедряют такие решения. Использование больших данных способно увеличить прибыль на 7–10%.

Одним из самых перспективных инструментов в ритейле являются решения Digital Signage, которые дословно можно перевести как "цифровые вывески". Они информируют покупателей о масштабных акциях и уникальных предложениях. Управление контентом на мониторах происходит централизовано и загружается на все панели сети, таким образом крупные федеральные ритейлеры могут запускать рекламные кампании, выстраивая двухсторонние коммуникации в считанные минуты и при этом экономить временные и финансовые ресурсы.  

Дмитрий Токар, заместитель генерального директора КРОК

← к статьям