По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Облачные технологии: рынок развивается, но кризис тут ни при чем 16 августа 2016 года

Стоимость облачных сервисов для конечного потребителя продолжает снижаться. Однако связано это не с кризисом, а с тем, что рынок насытился предложениями провайдеров. С 2015 года к завоеванию федерального рынка облачных услуг подключились  телекоммуникационные операторы, у которых ранее, в отличие от Orange, не было традиционной ИТ-составляющей сервиса. На региональном уровне в борьбу включились местные телекоммуникационные компании, предоставляющие относительно недорогой сервис для местных игроков.

Из чего складывается стоимость

В каком-то смысле ситуация с облаками начинает напоминать рынок телефонии. Сама голосовая связь предоставляется клиенту сегодня уже почти даром, а прибыль операторы получают за счет дополнительных услуг. То же самое происходит и с облачными сервисами: само размещение в облаке движется в направлении снижения затрат до уровня близкого к себестоимости. Больше прибыли приносят продукты, разворачиваемые в облаке.

Формула цены на услуги из облака складывается из затрат на оборудование, программное обеспечение (ПО) и оплату труда специалистов, а также массы дополнительных, но небольших расходов. Кстати, стоимость «железной» части облака также невелика, ведь за срок службы оборудования, который составляет порядка трёх – пяти лет, высоко загруженные серверы, обслуживающие массу приложений одновременно, оказываются дешевле, чем отдельные сервера под отдельные приложения, и вносят незначительный вклад в себестоимость облачных сервисов. Если пояснить на цифрах, то физическая ИТ-инфраструктура вообще используется всего на 5-15% своих мощностей — это хорошо известно системным администраторам. При этом облачные ресурсы задействуются примерно на 80%. Что это значит? Конкретная компания за те же деньги сможет купить намного больше ресурсов, либо потратить меньше, купив ровно столько, сколько надо для бизнеса.

Тем временем, основная часть цены облачных сервисов – это гипервизор. Он может быть представлен решением Microsoft Hyper-V, VMware ESXi или, например, открытой популярной платформой типа Open Stack. Зачастую низкая стоимость облачных сервисов обеспечивается именно за счет использования бесплатного или условно-бесплатного гипервизора. Такая экономия позволяет снизить затраты оператора примерно до трети от общих расходов на облачную платформу, но при этом не дает гарантий своевременного обновления и решения всех проблем с ПО. Конечно, крупные компании решают эти проблемы и за счет собственных ИТ-ресурсов, но есть и такие игроки, которые просто стремятся снизить итоговую цену.

Давление кризиса и руководства

Пока что я не нашел достоверную статистику о влиянии кризиса на рынок облаков. Однако по моим собственным наблюдениям, в частности, полученных на профильных конференциях – таких как Cloud Services Russia, VMWare Tour Russia, – а также по отзывам партнеров и заказчиков, я вижу, что кризис все-таки влияет на рынок, равно как и соответствующие законы, требующие хранить большие информации и надежнее защищать ее – в частности все тот же 152-ФЗ «О персональных данных».

Но даже несмотря на кризис и законы, того прорыва, когда облачные технологии становятся основным, а не вспомогательным решением, так и не произошло. Да, экономически трудные условия некоторым образом стимулируют компании попробовать или, по крайней мере, рассмотреть возможность использования облачных технологий. Но это лишь подготовительный этап к массовой трансформации рынка.

Судя по комментариям наших специалистов, а также представителей партнеров и конкурентов, если крупная компания начинает пользоваться облаками, то это происходит не по причине преимуществ облачных решений – их экономичности, гибкости, прозрачности и эластичности, и уж точно не потому, что кто-то вдохновился переходом в облако и трансформацией инфраструктуры – благо инструментов для прозрачной миграции существует сегодня множество. Чаще всего причиной является традиционная потребность в масштабном обновлении парка оборудования или переезд.

Кстати, среди прочих интересных причин перехода в облако иногда слышу и такую — сменилось руководство. При вступлении в должность нового исполнительного директора, который считает облака перспективным направлением, часто меняется все, что связано с ИТ – и с другими подразделениями компании тоже. Правда, по-моему, в данном случае выражение «новая метла  по-новому метет» приобретает позитивное значение: новое руководство способствует переходу в облако гораздо сильнее других факторов.

Новые сервисы – вслед за Америкой

Облака пришли к нам из Америки, где они уже успели развиться. В каком-то смысле нам даже повезло, что облака до нас долго шли — наши западные коллеги уже набрали опыт. Так компании, работающие в России, имеют возможность учитывать ошибки тех, кто идет чуть впереди. Например, наш рынок практически проскочил мимо модели PaaS (Platform as a Service), так как оказалось, что обслуживание виртуальных машин и предоставление готовых операционных систем – не слишком востребованный и не слишком интересный клиентам сервис. Им сразу нужна поддержка на уровне SaaS. Еще один пример – это дизайн облачных решений на «блейдовых» серверах, который оказался менее гибким. И провайдеры в России, которые учли этот опыт западных коллег, строят платформы на «рэковых» серверах.

На этом фоне следует отметить насыщение рынка IaaS (Infrastructure as a Service), а также бурное развитие ниши готовых сервисов SaaS (Software as a Service). Фактически ниша SaaS оказывается бездонной, так как в виде сервиса можно предложить огромное количество приложений. Постоянно появляются новые и новые услуги и до 2020 года ожидается рост в 20-30% ежегодно.

Что касается популярных в России сервисов, я бы выделил, во-первых, услуги резервного дата-центра  – DRaaS (Disaster Recovery as a Service). Это специальный сервис для тех, кто хочет обеспечить полную безопасность своего центра обработки данных с минимальными (вплоть до нуля секунд) сроками восстановления доступа к своим приложениям, даже если все оборудование вышло из строя или отсутствует связь с основным ЦОД. При этом не важно, является ли основной ЦОД физическим или виртуальным – DRaaS подразумевает полное и, как максимум, синхронное копирование всех процессов и данных поддерживаемых сервисов в резервное облако с возможностью дальнейшего запуска из виртуальной среды.

Второе направление связано с потребностью в резервном копировании больших объемов данных – как для собственных корпоративных нужд, так и исходя из требований законов. Учитывая экспоненциальный рост объемов хранимой информации, компаниям становится невыгодно закупать оборудование и вкладываться в хранение данных, поэтому сервис BaaS (Backup as a Service) является насущной потребностью бизнеса.

Третий тренд заключается в том, что облако начинают принимать как удобную среду для разработки и тестирования программного обеспечения. Эта причина перехода в облако характерна для крупных компаний — например, для банков, которым нужно постоянно писать и дописывать своё программное обеспечение. Облака подходят для сред разработки и тестирования приложений лучше любых классических ИТ-решений, поскольку предоставляют программистам свободу в выборе и настройке тестовой среды и независимость от ИТ-администраторов. Для таких компаний совершенно очевидно, что переход в облако ускоряет процесс выхода программных продуктов на рынок и (или) во внутреннее производство. Сокращается время на вывод новых продуктов, что даёт колоссальное конкурентное преимущество и ускоряет внутренние производственные процессы. Такое ускорение высвобождает рабочее время для разработки новых продуктов.

В готовности к «рывку»

Но вот о переносе основной инфраструктуры, а также значительных ее частей, для большинства компаний говорить пока рано. Несмотря на то, что существует масса инструментов и уже проверенных методик для прозрачной миграции без остановки сервисов, процесс переезда останавливается на стадии обдумывания переезда. Становится страшно.

Вообще считаю, что основной сдерживающий фактор для бурного развития облачных сервисов в России – это умонастроение и консервативность  мировоззрения. Люди опасаются переходить в облака, ссылаясь на меньшую степень безопасности облачного решения, нежели собственного классического ИТ решения. На деле же оказывается, что облако защищено не хуже, а зачастую даже лучше, чем любая серверная практически любой компании. Все средства физические, сетевые и информационные средства защиты универсальны и используются всеми. Только провайдеры, дабы удовлетворить требованиям клиента, как правило, тратят на эти средства гораздо больше денег и выстраивают многоуровневую систему защиты. Редкий клиент может позволить себе обезопасить свою серверную сильнее чем, например, оператор связи или владелец Дата-центра. Но и это не главное. Кроме того, от покупки инсайдера конкурентом никто не застрахован. Так на конференции Cloud Services Russia 2016 говорилось о том, что самым простым и дешевый способ информационной атаки является покупка инсайдерской информации. Если происходит инцидент такого рода в случае хранения данных у самого клиента, то клиенту остается только оплакивать потери. В случае с хранением данных у провайдера, у клиента есть все шансы на финансовую компенсацию.

Да, сдвиги происходят, и крупные компании, в том числе банки, начинают делать запросы, интересоваться возможностями, но пока не совершают никаких быстрых, резких и кардинальных решений. Как показала практика, даже кризис не в силах ощутимо поколебать привычки и стереотипы людей.

Но меня все равно радует, что компании интересуются облаками. Движение в сторону облаков видно. Мы получаем много запросов на тестирование услуг, есть клиенты, которые покупают, но желающих проверить и еще раз подумать – намного больше. Пока сложно сказать, когда рынок сможет совершить «рывок», но он обязательно будет. В частности, как я уже упомянул, финансовые структуры начинают выносить в облако тестовые среды. Однако и это уже вполне приличный объем – программисты в банках работают постоянно, создают массу нового ПО. И если условно предположить, что объем бизнеса составляет 100 тыс. долларов в месяц, заказчик может перенести для начала примерно 5 тыс. долларов и потом увеличивать присутствие в облаках.

Иду «ва-банкъ»!

Однако, как и в любом другом вопросе, вместе с опасливо ожидающим большинством, всегда есть и такие компании, которые готовы поставить на кон все, чтобы добиться повышения эффективности уже сегодня. Уже сейчас у нас есть заказчики, цель которых – отдать в облако все от начала и до конца, чтобы получить инфраструктуру вместе с приложениями в виде услуги.

Такие клиенты говорят: «Я хочу сконцентрироваться на своем основном бизнесе и вообще не заниматься ИТ». В качестве примера я могу привести одну логистическую компанию. Они занимаются перевозками и только это приносит им деньги. Поэтому заказчик совершенно не хочет думать о том, как работает стойка с серверами в подсобном помещении: не пропадет ли у нее подключение к каналам связи, не случится ли чего-нибудь еще. Таким клиентам нужны как раз готовые сервисы.

Рынок не стоит на месте

На рынке появляются все новые и новые компании, и у многих из них нет традиций содержать масштабную инфраструктуру, а  многие не хотят тратить на это много сил и средств. Кроме них, мы в Orange видим большой спрос со стороны международных компаний, открывающих представительства в России и российских компаний, выходящих за рубеж. Это связано с тем, что в России пока нет других операторов, которые способны предоставить одновременно телекоммуникационные сервисы и ИТ-инфраструктуру, причем не только в России и СНГ, но и по всему миру, с использованием единого соглашения SLA. Такая ситуация обеспечивает нам рост продаж облачных сервисов.

Тем временем, российский рынок облачных сервисов продолжит развиваться и за счет появления новых сегментов. Так, бурное развитие интернета вещей, коммуникаций M2M и BigData-аналитики уже само по себе подразумевает использование облаков. Действительно, никто не будет создавать новую инфраструктуру для хранения больших объемов машинных данных, тем более, что для этого уже есть готовые облачные решения.

Алексей Кречетов, Orange Business Services

← к статьям